mila_hunguide (mila_hunguide) wrote,
mila_hunguide
mila_hunguide

Categories:

Тень оставшегося в живых

«Тень оставшегося в живых» (A túlélő árnyéka) - это новая выставка Музея изобразительных искусств, посвящённая творчеству выдающегося художника Эля Казовского.
Можно было бы важно надуть щёки: знаем, знаем, мол. Замечательный был художник!
Или можно было бы воскликнуть : «Как, вы ничего не слышали о работах одного из самых известных современных художников Венгрии?»


Эль Казовский: Золотое равновесие (Aranyegyensúly)
Но блеф – это, как говорят англичане, «не моя чашка чая», так что признаюсь сразу: до того, как я сегодня прочла музейную афишу, об Эле Казовском я не знала ровным счётом ничего!
Но что может быть интереснее, чем новое знакомство?!


Фото: MTI: Féner Tamás
Эль Казовский (El Kazovszkij) – это творческий псевдоним венгерской художницы русского происхождения Елены Ефимовны Казовской. Она родилась в 1948 году в (тогда ещё) Ленинграде, в семье известного физика (и знаменитого коллекционера китайского фарфора) Ефима Яковлевича Казовского и питерского искусствоведа Ирины Путоловой.
Семейный союз физика и лирика просуществовал недолго, и после развода мать отвезла Елену к своим родителям в Нижний Тагил. В 1955 году Ирина вышла замуж за венгерского архитектора Лайоша Шкоду и через два года переехала на постоянное жительство в Венгрию.
Елена закончила в Нижнем Тагиле среднюю школу. По примеру деда, преподавателя по курсу игры на скрипке, будущая художница получила музыкальное образование. Сначала Елена приезжала в Венгрию на каникулах, а в 1964 году решила окончательно переехать к матери и отчиму.
После окончания гимназии имени Миклоша Радноти Елена училась на факультете живописи Венгерского университета изобразительных искусств. Затем там же окончила высшие художественные курсы, где училась мастерству у Дьёрдья Кадара (Kádár György) и Игнаца Кокаша (Kokas Ignác).
В Венгрии Елена взяла себе художественный псевдоним Эль Казовский, и вся её творческая жизнь прошла под этим именем. Выбор мужского псевдонима был не случаен: художница не делала секрета из своей нетрадиционной сексуальной ориентации.
Сначала Эль Казовский стала известна как художница, затем проявила свой яркий талант театрального декоратора. В 1976-1987 годах она была членом Студии молодых художников, а с 1978 года – членом Ассоциации венгерских художников изобразительного и прикладного искусства (Magyar Képző- és Iparművészek Szövetsége).
С 1968 года художница учавствовала в коллективных художественных проектах, с 1975 года стали проходить её персональные выставки.
С 1981 года по 2001 год Эль Казовский работала над созданием костюмов и декораций для многих театров: в Дьёре, Сольноке, Капошваре, Эгере и Будапеште.


Поставленные Эль Казовским театральные перформансы (36 театральных представлений с 1978 года по 2001 год) были необычайно популярны. Это были настоящие мистерии, полные загадок и тайн, необычайного света и тени, откровения и недосказанности. Художница называла их по имени мифического восточного существа (вот они где, папины китайские вазы и рассказанные мамой античные мифы!) «паноптикумами Джана». На сцене звучали философские тексты и оживали античные образы, звучала музыка Берлиоза и Маляра.










Произведения Эля Казовского – это необычный, яркий и невероятно притягательный волшебный мир, полный мифов и символов. Краски и темы, формы и образы, стремление художницы постичь загадки мироздания и своё предназначение в этом мире, действуют на зрителя, словно магнит.

Эль Казовский: Необитаемый остров (Lakatlan sziget)
«Её творчество - очень индивидуальное восприятие мира в себе и вокруг себя. Особая бескомпромиссная философия эстетики основана на чувственности, любви и красоте: их возникновения, развития и (или) гибели. Красота в ее работах не просто абстрактное понятие, а некая мифическая субстанция, нуждающаяся в защите от внешних посягательств.
Несколько коллажная структура работ с четкими акцентами и разделением на фрагменты, возможно, является попыткой обуздать хаос окружающего мира. Анархия, заключенная в рамки картин Эля Казовского, уступает место порядку.
Работы Казовского не несут в себе повествовательной задачи. Они - словно остановившееся мгновение какого-то действия, в основе которого лежит сложный ребус. Эта идея очень непроста, ведь она содержит извечные проблемы человечества: жизни (как созидания) и смерти (как иной ипостаси жизни); любви и тоски о невосполнимой утрате; выживания среди сообщества жертв и хищников, сохраняя веру в прекрасное.»





«Почти никто из тех, кто окружал эту удивительно яркую, талантливую женщину, не знал, что она писала стихи на русском языке:
И темнота сопротивленья,
И темнота победы
Сгущается над длинной тенью
Ступающих по следу.
Становится еще темнее
Чужое очертание,
Растет пятно и каменеет
И просится в преданье.
Она всю жизнь создавала мифы.
Как на своих картинах, сделавших ее одной из главных фигур художественной жизни Венгрии, так и из собственной судьбы.
Ты рождена из суеверий,
Из расточительных побед,
В тебя захлопывают двери,
Ни выхода, ни входа нет.
Ни выхода, ни входа в память,
Пожарище. Журчит вода
Под обгоревшими годами
И не остудит никогда.
В наш век следы сжигать положено,
Обременительный костер,
Вода моя, моя наложница,
Тобой все горы я растер.
Она любил повторять: «У меня в жилах течет не кровь, а язык».
Слова, которые рвались наружу.
Символы, зашифрованные ею на полотнах.»

Виктор Леонидов

Издательство: М.:ТРИ КВАДРАТА
Год издания: 2011
За заслуги в области искусства Елена Казовская в 1989 году была удостоена государственной премии имени Михая Мункачи (Munkácsy Mihály-díj), в 2002 году - государственной премии имени Кошута (Kossuth-díj).









Эль Казовский: Зверь в театре (Állat a színházban)



Эль Казовский: Два зимних натюрморта (Két téli csendélet)



Эль Казовский: Зимнее путешествие с Балажем Кичинь (Тéli utazás Kicsiny Balázzsal)




Ещё картины в хорошем разрешении здесь
Другие награды:
1980–1983: Derkovits-ösztöndíj
1982: Smohay-díj
1983: Salgótarjáni Tavaszi Tárlat, Salgótarján
1984: Triennale Internationale de la Scénographie et des Costumes de théâtre / International Triennal of Stage Design, Újvidék, Jugoszlávia
1986: Országos Rajzbiennále, Salgótarján
1988: Országos Rajzbiennále, Salgótarján
1988: Salgótarjáni Tavaszi Tárlat, Salgótarján
1989: Salgótarjáni Tavaszi Tárlat, Salgótarján – 1. díj
1990: Salgótarjáni Tavaszi Tárlat, Salgótarján
1990: Országos Akvarell Biennále, Eger – a Művelődési és Közoktatási Minisztérium különdíja
1994: 5th International Cairo Biennale, Kairó, Egyiptom
2007: Kölcsey Ferenc-díj
2008: Palládium-díj
После продолжительной болезни художница ушла из этого мира в 2008 году.
Надеюсь, что её картины и стихи станут для вас таким же ярким открытием, как и для меня.


Tags: Венгрия, Эль Казовский, венгерские художники
Subscribe

Posts from This Journal “венгерские художники” Tag

  • Память о Холокосте

    На одной из узких улочек Уйпешта, куда никогда не доходят туристы и даже сами будапештцы, живущие в других районах, стоит неологическая синагога.…

  • Национальный художник Грузии

    В тбилисском Парке имени 9 апреля стоит памятник Михаю Зичи. Одна из улиц грузинской столицы носит его имя. Грузинский народ с большим уважением и…

  • Ангел на крыше

    Зимой, когда голые ветви деревьев и кустарников зябнут на холодном ветру, этот большой красивый дом рядом с Городской рощей на перекрёстке улиц Гезы…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments