mila_hunguide (mila_hunguide) wrote,
mila_hunguide
mila_hunguide

Categories:

Венгерская национальная галерея

Первая часть

Начиная с 2002 года 18 октября в Венгрии ежегодно отмечается День венгерской живописи. Этот культурный праздник стал результатом гражданской инициативы художников Тибора Брады (Bráda Tibor), Габора Жолнаи (Zsolnai Gábor), Йожефа Сентдьёрди (Szentgyörgyi József), Дьюлы Фабока (Fabók Gyula) и популярной теле- и радиоведущей Илоны Байер (Bayer Ilona).
День венгерской живописи – это большой фестиваль, призванный пропагандировать важность изобразительного искусства, знакомить любителей живописи с произведениями выдающихся венгерских мастеров и современных венгерских художников. День венгерской живописи – это событие не только для профессионалов. Творчество сохраняет в человеке возможность радоваться миру и любить его, поэтому это праздник для всех любителей прекрасного.
Кстати, дата 18 октября выбрана не случайно: в этот день отмечается день апостола Луки, который в православной и католической традициях считается первым иконописцем и святым покровителем живописцев. Авторству Луки приписывается около тридцати икон Богородицы.
В рамках этого культурного фестиваля проводится множество различных мероприятий и тематических выставок в учреждениях культуры, музеях, галереях, и количество участников растёт с каждым годом.
Самой важной фестивальной площадкой ежегодно становится Венгерская национальная галерея, где собраны выдающиеся творения венгерского изобразительного искусства, начиная от каменной резьбы романской эпохи до художественных произведений наших дней.

Галерея имеет полуторавековую предисторию, её основание тесно связано со всей историей венгерского музейного дела и собирания предметов искусства.

Так как в Интернете крайне мало материала на русском языке на эту тему, я решила разместить в своём журнале отрывки из статьи бывшей сотрудницы ВНГ Жужи Тарчани (Tarcsányi Zsuzsa), снабдив её некоторыми уточнениями исторических персоналий и иллюстрациями.
Надеюсь, это будет интересно многим любителям венгерской живописи.

В 1808 году, после того как политический и государственный деятель граф Ференц Сечени преподнёс в дар нации свои коллекции книг, монет и гербов, государственное собрание вынесло решение об основании Национального музея. Когда в 1847 году музей открыл свои двери для посетителей, в нём уже имелось несколько отечественных художественных произведений. Одним из щедрых покровителей венгерского музейного дела был палатин Венгрии (с 1796 по 1847 годы) Иосиф Антон Иоганн Габсбург-Лотарингский, именно он первым подарил музею две скульптурные работы Иштвана Ференци: «Пастушка» и портрет политика, поэта, писателя и литературного критика Ференца Кёлчеи.

Иштвана Ференци: «Пастушка» (Ferenczy István: Pásztorlányka)
В 1836 году государство приобрело богатую коллекцию известного историка и антиквара Миклоша Янковича (Jankovich Miklós), насчитывавшую 63 тысячи старинных книг, 1400 кодексов, 4000 исторических документов, картины, монеты, ювелирные изделия и старинное оружие. Несколько предметов из этой коллекции составили основу собрания старого венгерского искусства.
Это было время, когда дворянство и зажиточная буржуазия начали собирать коллекции венгерских художественных произведений, а затем приносили их в дар нации. К середине XIX века предметы венгерского искусства накопились уже в таком большом количестве, что в 1851 году была создана самостоятельная Национальная картинная галерея, предшественница Венгерской национальной галереи.
Сохранились уникальные документы – первые тетради-каталоги, датированные 1863 годом, в которых подробно записано, какие полотна поступали в дар в коллекцию музея, и кто был дарителем. эти данные дают представление об охватившнм венгерское общество воодушевлении, направленном на поиски и приобретение лучших произведений национальной живописи. Собранные тогда полотна до сегодняшнего дня образуют основу экспозиции венгерского искусства XIX века Венгерской национальной галереи.


В 1848 году Пештский полк венгерской гражданской обороны подарил полотно Миклоша Барабаша "Румынская семья по дороге на ярмарку" (Barabás Miklós: Vásárra menő román család, 1843/44)



Картинки по запросу kiss bálint Pethes jános
Крупный землевладелец Жигмонд Ковач подарил музею картину Балинта Кишша "Прощание Яноша Яблонцаи Петеша с дочерью" (Kiss Bálint: Jablonczay Pethes János búcsúja leányától, 1846)






Лига женщин преподнесла в дар полотно Шандора Вагнера "Титус Дугович" (Wagner Sándor: Dugovics Titusz önfeláldozása, 1859)




Общество по оказанию помощи Картинной галереи на собранные им средства приобрело и подарило музею полотно Виктора Мадараса "Оплакивание Ласло Хуньяди" (Madarász Viktor: Hunyadi László siratása, 1859)
Основу собрания скульптуры составило наследство венгерского скульптора Иштвана Ференци, подаренное музею супругой Андраша Яношдеака, а также работы Миклоша Ижо, приобретённые у его наследников в его мастерской.

Статуэтку Миклоша Ижо "Грустящий пастух" подарил музею Михай Гшвиндт, владелец завода спиртных напитков
(Izsó Miklós:Búsuló juhász, 1862)



Кроме предметов, преподнесённых в дар, в галерею попадали и выдающиеся собрания светской и церковной знати, к примеру, коллекция  католического прелата, венгерского писателя и драматурга Яноша Ласло Пиркера (Pyrker János László).
Самое значительное пополнение произошло благодаря приобретению государством собрания семьи Эстерхази - влиятельных и могущественных представителей европейской аристократии, - на протяжении пятисот лет сохранявших своё положение на вершине политической, военной и финансовой элиты, - но в его гигантском, энциклопедического характера материале произведений венгерских хужожников было совсем немного.

Среди них "Портрет Августа II" работы Адама Маньоки и полотно "Девушки после бала" Йожефа Боршоша.

Borsos József: Lányok bál után
Bесьма существенным пополнением национальной галереи явились те художественные сокровища (в их числе и 76 картин, написанных маслом), которые передали ей в 1848 году по распоряжению Кошута из будайского дворца председателя казначейства, однакт и среди них венгерских авторов не было.

К концу XIX столетия отечественное искусство получает в стране всё большее признание. Благодаря не прекращавшемуся потоку пожертвований, число поступлений росло так бурно, что в здании Национального музея вскоре не стало достаточно места не только для научной, систематизированной демонстрации всего имеющегося материала, но и для простого его хранения.
В 1871 году была создана Государственная картинная галерея, которой отвели помещения в здании Венгерской академии наук, но в ней смогло разместиться только собрание семьи Эстерхази. Между обоими учреждениями происходил обмен материалами: картины более поздних зарубежных мастеров и венгерских художников перекочевали из Государственной картинной галереи в Национальный музей, работы же старых европейских мастеров - из Национального музея в здание Академии наук.
Наконец в 1896 году, к празднованию тысячелетия Венгерского государства, правиельство вынесло указ о т создании Музея изобразительных искусств. В 1906 году Музей открыл свои двери для широкой публики.
Его основу, помимо материала, который передали из Национального музея, составила поступившая в него Государственная картинная галерея. В последующие годы музей существенно вырос благодаря таким крупным дарам, как собрание венгерского антиквара и журналиста Пала Майовски (Majovszky Pál) и антиквара, венгерского графа Яноша Ференца Палффи (Pálffy János Ferenc).

Продолжение здесь
Tags: Венгерская национальная галерея, венгерская живопись, венгерское искусство
Subscribe

Posts from This Journal “Венгерская национальная галерея” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments