mila_hunguide (mila_hunguide) wrote,
mila_hunguide
mila_hunguide

Categories:

Автомобили Сталина

fotok_849.jpg



Семьдесят два года назад, 18 февраля 1948 года, венгерская правительственная делегация отправилась в Москву для подписания «Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Союзом Советских Социалистических Республик и Венгерской Республикой».
Подобные договоры, заключённые после Второй мировой войны со всеми просоветскими странами Центральной и Восточной Европы, входившими в так называемый Восточный блок, имели очень важное стратегическое значение. Главной целью их заключения было создание условий о предоставлении взаимной военной помощи в случае возможного нападения возрождающейся Германии и предотвращение присоединения к любым антисоветским силам:

«Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются предпринимать совместно все имеющиеся в их распоряжении меры в целях устранения любой угрозы повторения агрессии со стороны Германии или какого-либо другого государства, которое объединилось бы с Германией непосредственно или в какой-либо иной форме.
Высокие Договаривающиеся Стороны подтверждают свое намерение самым искренним образом участвовать во всех международных действиях, направленных на обеспечение мира и безопасности народов, и будут полностью вносить свою долю в дело осуществления этих высоких задач.»
(Договор от 18 февраля 1948 года, статья 1)

После подписания договора премьер-министр Венгрии (1947-1948 гг.) Лайош Диньеш (Dinnyés Lajos) и другие высокопоставленные члены венгерской делегации вернулись в Венгрию с дорогими подарками: все они получили от генералиссимуса Сталина по лимузину класса «люкс» - ЗИС-110.
Это был легковой автомобиль представительского класса, первый советский послевоенный автомобиль.


fotok_49423.jpg




Об этом щедром подарке рассказывала статья в майском номере венгерского журнала «Автомобиль» в 1948 году. По понятным причинам в статье не приведены фамилии политиков, получивших автомобили. Но зато приведена очень полная техническая характеристика ЗИС-110.



Чёрные четырёхдверные монстры достигали шести метров в длину и весили более двух с половиной тонн. Автомобиль был оснащён восьмицилиндровым четырёхтактным двигателем мощностью 140 лошадиных сил - самым мощным среди двигателей серийных советских автомобилей того времени. Его мощности хватало, чтобы, тронувшись с места на первой передаче, сразу переключаться на третью. При этом двигатель не ревел, как трактор, а работал почти бесшумно. Оборудование вместительного салона включало электрогидравлические стеклоподъемники и радиоприемник высокого класса, эффективная система отопления и вентиляции обеспечивала первым лицам государства комфорт во время поездок.
Не секрет, что Иосиф Сталин искренне восхищался американскими автомобилями. Будучи на Царицынском фронте, будущий генсек получил поистине роскошный 12-цилиндровый Packard Twin Six. Вернувшись после  Гражданской войны в Москву, Сталин сразу же попросил начальника гаража Совнаркома подыскать точно такой Паккард. Разумеется, подходящий автомобиль ему предоставили, и Сталин с удовольствием им пользовался.
Зарубежная пресса говорит, что ЗИС-110 является копией модели Packard 180 c кузовом Touring Sedan образца 1941 года, но российские специалисты уверяют, что в целом речь шла не о копировании, а о разработке нового, если и не вполне оригинального, то уникального в отношении дизайнерского оформления промышленного образца.
20 сентября 1994 года были утверждены опытные образцы автомобиля, а меньше, чем через год, в июле 1945 началась сборка первой партии. За десять месяцев – неслыханно короткий срок – Московский автомобильный завод завода имени Сталина выполнил нужные чертежи, разработал технологию и подготовил оснастку для принципиально новой машины.
Самым первым ЗИСом был ЗИС-115 - эксклюзивная модель, сделанная специально для Сталина. Очевидцы утверждают, что генералиссимус катался на настоящем броневике – одни только пуленепробиваемые стекла имели 75 мм в толщину.
Пуленепробиваемыми были и все автомобили, отправленные в Венгрию. Немного позже в Венгрию прислали два ЗИСа с открытым верхом – это была версия легкового фаэтона ЗИС-110 Б. На одном из них в июне 1961 года встречали и сопровождали Юрия Гагарина. В 1970-е годы один из этих автомобилей приобрёл известный венгерский поэт-песенник и певец Габор Ихас (Ihász Gábor). Габор откровенно рассказывал в одном из телеинтервью, что очень долго мечтал именно об этом автомобиле и был так рад покупке, что даже написал песню о своём серебристо-синем ЗИСе.






Картинки по запросу Ihász Gábor zisz110


Удивительно, но в СССР автомобили ЗИС-110 использовались не только для обслуживания высших партийных и правительственных организаций. Они работали в качестве такси, экскурсионных автомобилей, машин скорой медицинской помощи.

В Венгрии подаренные партийным боссам лимузины со временем бесследно исчезли с улиц. Один из них попал в будапештский Музей транспорта (сейчас на ремонте), другой – в Музей Террора. Сотрудники музеев говорят, что именно на том автомобиле, что выставлен у них, ездил когда-то генеральный секретарь ЦК ВКП, первый секретарь ЦК ВПТ, председатель Совета Министров ВНР Матяш Ракоши, прозванный «лучшим учеником Сталина». Но, как удалось выяснить, Ракоши обычно ездил на Cadillac-е, а ЗИСом пользовался только во время приезда иностранных правительственных делегаций. Говорят, что этот автомобиль десяток лет назад купил один из российских коллекционеров. ЗИС-ом, выставленным в Музее транспорта, пользовались сотрудники Национального банка.


Kiállítás - ZISZ 110-es autó a Közlekedési Múzeumban




Автомобилями «самогó Ракоши» называют и пару других ЗИСов, попавших в личные гаражи венгерских коллекционеров, и тот лимузин, который стоит перед пятизвёздочной гостиницей в Буде. Однако это всего лишь разговоры, а не факты, и теперь уже не представляется возможным узнать, кому действительно принадлежали огромные чёрные авто, прибывшие из СССР.


Фото: © László Ferenc


На улицах Будапешта можно встретить лимузины с кузовом ЗИС-110 и японской "начинкой".

Реставрацией занимается российская компания







Об автомобилях известных личностей ходит не меньше легенд, чем об их владельцах. К примеру, также находящийся в коллекции Музея транспорта Maybach Zeppelin называют автомобилем Миклоша Хорти. Якобы лимузин Хорти подарил сам фюрер, и позже на нём ездил председатель Надзорной комиссии Клемент Ворошилов, а после него - Габор Петер, служащий венгерского Управления государственной безопасности. Автомобиль отреставрировали и передали в Музей транспорта, где сначала повредили сцепление, а затем во время транпортировки чуть не разбили совсем, «уронив» его с трейлера.
На самом деле у Хорти был Maybach Zeppelin DS8, но только не чёрный и закрытый, а белый фаэтон. В 1930-е годы Гитлер действительно прислал Хорти в подарок автомобиль, но не Maybach, а Mercedes–Benz.
Tags: Венгрия, ЗИС-110, городские истории
Subscribe

Posts from This Journal “городские истории” Tag

  • Церковь камня Богородицы

    В Обуде рядом с оживлённой автотрассой, ведущей из столицы в сторону Сентендре, стоит маленькая церковь. Каждый день мимо неё несётся шумный поток…

  • Бумажный герой

    Улица Шаш (Sas utca) начинается рядом с площадью Елизаветы и выходит к площади Свободы. Когда-то здесь был постоялый двор "Два орла",…

  • Штаб-квартира партии Фидес

    Импозантное здание на перекрёстке улицы Лендваи и проспекта Дёрдя Дожа было построено в 1901 году по проекту Гезы Кармана (Kármán…

  • Из могилы в Голливуд

    На фотографии статья в газете «Вечерний курьер». На календаре 1 июня 1928 года. Заголовок: «Вдова узнала в американской…

  • Любови графа Сечени

    «Любовь - это то, что, порою против моей воли, направляло, направляет и будет направлять меня всегда!» - писал граф Иштван Сечени в…

  • Ах, вот ты какой, голубь мира!

    Не всем памятникам в городе достаётся одинаковая доля внимания. Порою рядом с памятниками фотографируются, не имея ни малейшего понятия о том, в чью…

  • Дунай на цепи

    Будапешт полон необычайно интересных историй, только он не всегда подаёт их нам на блюдечке с голубой каёмочкой. Гуляя по городу, нужно не только…

  • О чём не рассказывали спортивные комментаторы

    С 15 по 30 июля 2017 в Венгрии, в Будапеште и Балатонфюреде прошёл 17-й Чемпионат мира по водным видам спорта В программу соревнований входили шесть…

  • Венгерский пациент

    Порою в жизни случаются самые невообразимые события. Счастливый случай, невероятное совпадение, сказочная удача или настоящее чудо? Я расскажу вам…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments