Первый король Венгрии Иштван I Святой.

20 августа Венгрия отмечает главный национальный праздник – день святого покровителя и наиболее почитаемого из всех королей - первого короля Венгерского королевства Иштвана Святого (Szent István). Роль Иштвана Святого в истории Венгрии трудно переоценить. Именно благодаря его усилиям завершилось создание раннефеодального венгерского государства и началась его христианизация.
szent_istvan_kiraly3
Иштван Святой (около 970 – 980 гг. - 15 августа 1038 г.) был сыном верховного мадьярского князя Гезы и правнуком вождя Арпада, который привел мадьярский народ на его нынешнюю территорию и дал имя династии (Арпады). Мать Иштвана Шаролта была дочерью племенного вождя. Ко времени рождения Иштвана мадьяры все еще оставались язычниками, но Геза уже намеревался их христианизировать по политическим соображениям. В 974 он и его сын крестились, и языческое имя тюркского происхождения Вайк (что в переводе означает «герой» или «лидер»), данное сыну при рождении, было заменено на Стефан (в венгерской транскрипции – Иштван).
Рождение Иштвана Святого. Исторические хроники Chronicon Pictum
Chronicon_Pictum_Szent_István_születése
В 996 г. Иштван женился на Гизелле, дочери герцога Баварского Генриха II и сестре будущего императора Священной Римской империи Генриха II. Очевидно, заключение брака обьяснялось династическими соображениями.
Немецкие исторические хроники рассказывают о том, что в следствие этого брака баварцы надеялись на скорейшую христианизацию Венгрии и оказывали в этом Иштвану действенную помощь. В этот период на территории Венгрии поселились баварские священнослужители, рыцари и ремесленники.
Памятник Иштвану Святому и блаженной Гизелле в Веспреме.
Veszprem-Istvan-es-Gizella
Когда в следующем году отец умер, Иштвану пришлось отстаивать княжеский титул в борьбе со своим родственником Коппанем, который был старше Иштвана и претендовал на первенство, ссылаясь на мадьярские обычаи. Лишь после ожесточенной борьбы, при поддержке тяжеловооруженных баварских рыцарей из окружения супруги, Иштван смог утвердить себя правителем мадьярского народа. Противник был разбит недалеко от Веспрема (998 г.), а Коппань четвертован. В течение нескольких месяцев его останки были выставлены для устрашения непокорных Иштвану мятежников на башнях самых важных на то время крепостей – в Дьёре, Веспреме, Эстергоме и Дьюлафехерваре.
Обезглавливание предводителя язычников Коппаня. Исторические хроники Chronicon Pictum
koppany
После этого Иштван обратился к Святому престолу за короной. Папа Сильвестр II был наставником молодого Оттона III, только что взошедшего на трон Священной Римской империи, и все еще оставался его доверенным другом и советником. Благодаря существовавшим тогда дружественным отношениям между духовными и светскими лидерами Европы папа послал Иштвану корону – символ светского суверенитета, а также апостольский крест – символ церковной независимости, добавив копье – знак одобрения. На Рождество 1000 (или 1001) Иштван был помазан на царство и коронован, став признанным главой христианского королевства, независимого от любой иной светской власти, а в делах духовных подотчетного одному только Риму.
Дьюла Бенцур. Крещение Вайка. Картина из собрания Национальной галереи изобразительных искусств (Magyar Nemzeti Galéria).
Benczúr,_Gyula_-_The_Baptism_of_Vajk
На протяжении длительного и в основном мирного царствования Иштван постоянно укреплял свои позиции. В 1030 г. ему пришлось отражать нападение императора Священной Римской империи Конрада II. Иштван подавил племенную оппозицию и и покорил независимые каварские племена (так называемых "чёрных венгров"), проживавшие обособленно на реке Тисе. Разделив Венгрию на округа, подчиненные назначенным королем ишпанам, Иштван организовал ее как централизованное государство, каким она и оставалась (меняясь в деталях, но не по сути) в последующие 900 лет. Кроме того, с помощью иностранных миссионеров он завершил обращение своего народа в христианство.
Именно Иштван Святой повелел, чтобы на каждые 10 деревень приходилось не менее одной действующей церкви, а проведение и посещение еженедельной церковной мессы объявил обязательным.
Первый король также провёл весьма успешные финансово-экономические реформы: было отменено рабовладение, распространённое у венгров на ранних периодах истории, в то же время представители феодально-закрепощённых классов могли быть освобождены лично королём, устанавливался фиксированный налог в форме десятины, при этом духовенство, князья, ишпаны и военачальники освобождались от выплат, была начата чеканка монет. При Иштване были созданы две кодификации законов.
Иштвану Святому было суждено и самому стать Божиим угодником, и дать жизнь другому святому - Эмерику (Имре). Об отпрыске Иштвана от Гизеллы Баварской сведений сохранилось довольно мало. Известно лишь, что отец видел в нем своего преемника, писал многочисленные поучения, в которых излагал различные рекомендации по управлению государством. Прелюбопытный документ, надо сказать!
Очень советую ознакомиться: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Ungarn/XI/Stefan_I/text1.phtml?id=7992 (на русском языке)
Духовным наставником принца был епископ Святой Геллерт - католический святой, просветитель Венгрии.


szent_istvan_kiraly1
К сожалению, принц погиб молодым, получив на охоте смертельную рану от клыков дикого кабана. Его могила вплоть до турецкого завоевания была объектом паломничества христиан. По преданию, наследник короля вел аскетический образ жизни и даже дал Господу обет целомудрия в кафедральном соборе Венгрии, поэтому его иконографическим атрибутом стала лилия, символ непорочности.
Кроме сына Имре, у короля (предположительно) было ещё четверо детей – сын Отто (умерший в детстве) и три дочери (их имена не известны).
Умер король Иштван 15 августа 1038 г.
20 августа 1083 года венгерский король Ласло (I. László) с разрешения папы римского Григория VII и в присутствии венгерских епископов, игуменов и дворян приказал поместить останки Святого Иштвана, находившиеся в серебряном саркофаге, к алтарю Базилики в Секешфехерваре, что символизировало канонизацию и причисление его к лику святых.
Благочестиво закончила свою жизнь и супруга короля Гизелла, почитаемая в католической церкви как блаженная.
После смерти Иштвана его преемником стал племянник Петр Орсеоло (Orseolo Péter), который стал преследовать королеву. То же делал и его наследник Самуил Аба (Aba Sámuel). Гизелла вернулась в Баварию и закончила свою жизнь как аббатиса женского монастыря, поминая в монашеских молитвах душу усопшего мужа.
Ежегодно 20 августа проводятся поистину грандиозные торжества. По всей стране проходят театрализированные гуляния, концерты, ярмарки.
Одно из главных событий праздника - праздничное богослужение в будапештском кафедральном соборе Святого Иштвана, где находится одна из главных венгерских реликвий – рака с мощами основателя венгерского государства (мумифицированная кисть правой руки короля). После мессы торжественная процессия проносит раку с мощами по одному из центральных бульваров города — и король Иштван как бы посмертно, из вечности, благословляет свой народ.
О том, как венгры чтут память о Святом Иштване и о «приключениях» мощей я с удовольствием расскажу в следующих постах.

http://mila-hunguide.livejournal.com/35171.html

http://mila-hunguide.livejournal.com/35504.html
Спасибо, очень интересно!
Будем ждать продолжения!)
История у Венгрии очень самобытна и интересна. По своему даже, где то уникальна.
Так и есть! Хватит пальцев одной руки, чтобы пересчитать европейские государства, которым больше тысячи лет!
Спасибо! Это очень красочный праздник, венгры его любят!
спасибо, интересно.

почитала наставления. интересно, насколько сильную позицию в государственных делах моментально заняла церковь. интересно, какими мотивами он тогда руководствовался: исключительно политическим или на самом ли деле уверовал?

ещё занятно, что в тексте упоминается кто угодно, кроме народа :) церковь поддерживает власть, а власть поддерживает церковь и своих приближённых, вот и вся политика.

п.с. с праздником :)

Edited at 2013-08-20 07:44 pm (UTC)
Мне кажется, что в принятии христианства король в первую очередь руководствовался интересами сохранения государства, а не своими личными мотивами.
"Наставления" как раз и призывали править мудро и справедливо, то есть заботиться о народе. Вряд ли можно ожидать от любого правителя хоть сколько-то больше.
"в принятии христианства король в первую очередь руководствовался интересами сохранения государства, а не своими личными мотивами" - ну так это одно и то же в данном случае. Принятие христианства означало поддержку (и финансовую, и моральную, и военную) со стороны церкви и других христианских королей. Чудовищная гражданская война велась исключительно ради сохранения собственной власти. Не ради же сохранения государства он заливал свинец в горло и уши своим родственникам?
Сегодня в гостях у Будапешта. Смотрели салют. Здорово!! А народу ... Венгров казалось больше чем туристов.

Люди, а с кем можно вместе погулять по Будапешту? а? а то, вдвоем с сестрой, скучно. Отзовитесь, плиз. Мы в отеле Кемпински до 23-го.

Всех с праздником!!!
К 1030 году Хазарского каганата уже не существовало, его расцвет приходится на время когда венгров половцы подвинули на территорию Паннонии еще в 9 веке, при том что венгерские племена часто сражались на стороне хазар. Границы каганата даже в период его расцвета не влючали в себя территорию Тисы. Единственно, кого Иштван доблестно мог победить так это бегущих со своих территорий остатки хазар.
Хазарский каганат был побежден Святославом еще в 964 году, не родился еще доблестный король Иштван в это время.
Если вы с венгерского ненаучного источника писали, то с ними надо быть крайне осторожными, слишком много перегибов.
Спасибо за уточнение, но в моем посте не упоминается Хазарский каганат! :)
Я написала: Иштван подавил племенную оппозицию (1) и покорил независимую хазарскую державу на реке Тисе (2).
Это означает:
1. В 1003 году начались войны с Дьюлой Прокуем в Трансильвании (Prokuj Gyula).
2. В 1008-1009 гг. Иштван вёл войны с так называемыми "черными венграми", т. е. воинственными племенами, обособленно жившими на Чёрной Тисе, притоке Тисы - Délkelet-Dunántúl. Эти народности назывались kavarok/kabarok, предположительно (как и многое в истории!) эти народности, не желавшие подчиняться венгерским племенам, были потомками/остатками хазарских племён/народностей.
У вас упоминается хазарская независимая держава, даже если вбить это название в гугл ссылки ведут на каганат, а не на каваров. Так что не мудрено запутаться, у каваров не было признаков государственности, суверенитета, границ в конце концов. Я не против того, что Иштван подчинил себе восьмое племя, но зачем давать этому некорректные названия.
Что ж, я не историк, а филолог. :)
Давайте вместе правильно сформулируем, и я с удовольствием исправлю текст, дабы не смущать настоящих историков, кем вы, как я предполагаю, являетесь.
"...и покорил независимые каварские племена (так называемых "чёрных венгров"), проживавших обособленно на реке Тисе" - ближе к истине?
Да, думаю, так будет корректно :)
Я не историк, но очень люблю историю Хазарского каганата, а этот период истории Венгрии в последние несколько лет стал очень политизирован, много перегибов и перетягиваний, поэтому меня и задело. Ну что взять с Орбана, если он больше не хочет быть угром, а сильно желает быть тюрком :)
так кавар-кабар называли аваров, а не хазар. Их называли казар.
"черными венграми", т. е. воинственными племенами, обособленно жившими на Чёрной Тисе" ???

Чёрная Тиса - речка, длиной всего в 49 км. Течёт в горах, в узкой долине... Какие "воинственные племена", "остатки хазарских племён"..? Источник можете назвать?
Brúnó magyarországi térítő munkájának két további írott emléke maradt. A 15. századból való, tehát kései életirata szerint a magyarországi, máig azonosítatlan Prago városánál pogányok támadtak rá. A nagyobbik István-legenda pedig megőrizte annak emlékét, hogy midőn Bonifácot „Magyarország alsó részébe küldte igét hirdetni a szent király [István], kardtól sebesült meg a nyakán”. E két hír nyilván egyazon eseményre utalhat, s ugyanerre vonatkozik a magától Bonifáctól származó „beteg vállal” kifejezés is. Magyarország alsó részének említése tovább szűkíti azon kört, ahol a fekete magyarokat kereshetjük: csakis a Kárpát-medence déli területei jöhetnek így szóba.

Abban a kérdésben, hogy a baranyai vagy a Marostól délre eső Dunaszakaszra gondoljunk-e (ez utóbbi egyébként Ajtony törzsi államának területe), bizton eligazít Querfurti Brúnó egy másik híradása. II. Henrik német királyhoz 1008-1009 fordulója táján vagy 1009 elején írott levelében elmondja, hogy a poroszokhoz készül, s ezt követően szól arról: „Hallottam a fekete magyarokról is, akikhez Szent Péter első követsége ment – amely sohasem jár hiába –, hogy megtérve kereszténnyé lettek, jóllehet a mieink – Isten bocsássa meg ezt – némelyeket nagy bűnnel megvakítottak.” Minthogy Ajtony területén csak 1030-ban létesült püspökség a frissen megtérített keresztények hitéletének gondozására, ezzel szemben Pécsett már 1009-ben, erősen valószínű, hogy a fekete magyarok a baranyai (és alkalmasint a folyó másik partját jelentő bodrogi) Duna-szakasz mentén éltek. További támpont, hogy a pécsi püspökség 1009. augusztus 23-ai dátummal ránk maradt alapítólevele szól Azo püspök, pápai követ közreműködéséről ennél az aktusnál. Ez lehetett Szent Péter „első követsége”, amelyről Brúnó említést tett.

Mindebből arra kell következtetnünk, hogy a fekete magyarok – a megvakításokból következően erőszakot sem nélkülöző – megtérítése 1008 folyamán történt, azt követően, hogy Querfurti Brúnó eltávozott tőlük, és azt megelőzően, hogy a poroszokhoz ment volna, ahol – mestere, Adalbert sorsában osztozva – 1009. március 9-én vértanúhalált halt. A kortárs Ademarus Cabannensis egyrészt azt jegyezte fel, hogy Fekete Magyarország onnan kapta nevét, mivel ott „a nép sötét színű az etiópokhoz hasonlóan”, másrészt pedig azt, hogy „István, Magyarország királya háborúval támadta meg Fekete Magyarországot, kiérdemelte részint erővel, részint pedig félelem és szeretet révén azt az egész földet az igazság hitére téríteni”. Újból István volt tehát a kezdeményező fél, és ezúttal a fekete magyarokkal bonyolódott háborúba. Az elmondottak alapján erre a katonai akcióra 1008-ban került sor.

A fekete magyarok – bőrük sötét színéből, továbbá határ menti lakhelyükből adódóan – nagy valószínűség szerint a 9. században a magyarokhoz csatlakozott kavarok utódai voltak (többségükben kálizok), akik bőr és hajszín szempontjából valóban elütöttek a tulajdonképpeni (e forrásban fehérnek mondott) magyaroktól. Mint a katonai segédnéphez tartozó alávetetteknek az egész Kárpát-medencében körös-körül el kellett látniuk a határvédelmet. Ebből következően nemcsak itt éltek, hanem másutt is, de Baranyában kiváltképpen népes és erős csoportjaik lehettek. A pécsi püspökség területén a későbbi századokban is többször találkozunk jelentős számú keleti népekkel. Ezek közül a böszörménynek mondottak izmaelita, vagyis muszlim hitű kálizok voltak, a besenyők és a székelyek pedig pogányok.

A fekete magyarok megtérítése jól mutatja azt, hogy kart karba öltve haladt a királyi haderő és a térítést végző papság. A lovag nyomába a pap lépett. E háború eredményeként Délkelet-Dunántúl is a magyar uralkodó tényleges fennhatósága alá jutott. Istvánnak a 11. század első évtizedében lebonyolított három belháborúja (Gyula, Keán és a Dráva-torkolathoz közeli fekete magyarok ellen) megszilárdította pozícióit a Kárpát-medence két szélén, a Dunántúlon és Erdélyben, a következő időszakra várt az a feladat, hogy a két térség közti nagy területet is betagolja a Magyar Királyságba.
http://mek.oszk.hu/05000/05000/html/kristo015.html

http://acta.bibl.u-szeged.hu/2734/1/historica_084_023-029.pdf

http://acta.bibl.u-szeged.hu/30540/1/belvedere_2012_004_041-055.pdf
Ну вообще-то распространение христианства в Венгрии было связано с ужасной гражданской войной и германской оккупацией, а насчёт "свободного характера выбора веры", о котором пишет Н. Ким, то стоит вспомнить, КАК отражался этот свободный характер: за работу в воскресенье следовало отнять коня или вола, за употребление мяса в пост полагалось выбивать зубы ну и прочие прелести свободного выбора, о чём подробно описано у венгерских историков. Так что в смысле святости Иштван был таким же, как и все первые варварские короли, ставшие христианами для укрепления своей власти. Как и Владимир, к слову
Безусловно, в те времена существовали и суровые наказания, и определённые политические причины для принятия христианства. Но в какое время нет тех или иных причин? Иштван построил венгерское государство - в этом его неоценимая заслуга.