Будайский фуникулёр

Есть расхожее выражение о том, что «природа отдыхает на детях гениев». Может, так оно часто и бывает, но не всегда. И графская ветвь Сечени, представители которой сыграли существенную роль в культурном, экономическом и техническом развитии венгерской нации, - лучшее тому подтверждение. В роде Сечени были епископы, писатели, дипломаты, министры, секретные советники.
Фамильный герб рода Сечени над входом в приходскую церковь в Надьценке.
Дьёрдья Сечени,  доктора богословия и примаса Венгрии, называют за его многочисленные существенные пожертвования «чудом щедрости» (prodigium munificentiae), а Ференца Сечени, политического и государственного деятеля, знают сегодня как основателя Венгерской национальной библиотеки и Венгерского национального музея.

Граф Иштван Сечени, венгерский политик-реформатор и писатель, основатель Венгерской академии наук, талантливейший инженер, изобретатель, инициатор строительства Цепного моста и меценат, заслужил имя «самого великого венгра». Граф Бела Сечени, старший сын Иштвана, был известным путешественником, а младший, граф Эдён Сечени, основал Первую венгерскую туристическую компанию, Будапештское корабельное общество, Венгерское  общество садоводов и Венгерский торгово-промышленный союз. В 1867 году Эдён Сечени первым пересёк континент по водному пути и прибыл из Венгрии на Всемирную Парижскую выставку на пароходе под названием «Русалочка». За такое выдающееся путешествие император Франции Наполеон III наградил графа Орденом Почётного легиона, пароход (как экспонат выставки) был награждён золотой медалью.
Кроме того, Эдён Сечени стал основоположником Венгерской и Турецкой (!!!) пожарных служб.
Турецкие правители так ценили заслуги венгерского графа, что ему был дан самый высший генеральский титул и его объявили пашой без условия отказа от христианской веры! Музей истории пожарной службы до сегодняшнего дня носит имя Эдёна Сечени.

Граф Эдён Сечени в годы жизни в Турции.
Вот какое долгое предисловие у меня получилось! Предисловие к истории о том, что  идея строительства будайского фуникулёра тоже принадлежит Эдёну Сечени.

Фуникулёр (сегодня венгры называют его шиклó – sikló, a вначале он назывался Будайской горной железной дорогой - Budai Hegypálya), был построен всего за два года 1868 – 1870 гг.) по проекту Генриха Вольфахрта (Wohlfahrt Henrik).
1870-е гг.


Тогда по Большому бульварному кольцу горожане ездили не на трамваях, а на омнибусах! На момент открытия фуникулёра это был второй подобный механизм в Европе после аналогичного устройства во французском Лионе. Тогда для поднятия наверх кабин с туристами использовалась паровая тяга.


Фото отсюда
Со дня ввода в эксплуатацию фуникулёр был задействован, как говорится, на полную катушку: только за 1873 год было продано полтора миллиона пассажирских билетов. Автобусы в будайский крепостной район стали подниматься только с 1928 года, к тому времени будапештцы так полюбили кататься на фуникулёре, что поток пассажиров не уменьшился.




Семьдесят пять лет фуникулёр без устали служил городу, а во время ВМВ верхний павильон и один из вагончиков сильно пострадали от разрыва бомбы. Ещё счастье, что остался целёхонек второй вагон и моторное отделение.
После войны дальнейшая судьба фуникулёр очень долго не волновала городские власти. За годы социализма в разное время были составлены шесть (!) проектов реконструкции, но они так и остались на бумаге.
Фуникулёр отремонтировали только в 1986 году. Паровая тяга была заменена электрическим механизмом. Ещё через одиннадцать лет вагончики – названные именами королевны Маргариты и архиепископа Геллерта Святого – по очереди разобрали на части до последнего винтика и скрупулёзно отреставрировали.  На сегодняшний день ежегодно они перевозят от пятисот тысяч до миллиона пассажиров.

Длина пути – 95 метров, угол подъёма - 31,75°, перепад высот – 50 метров. В каждую кабинку можно «натолкать» по 24 пассажира.
Если вы ленитесь за десять минут подняться на будайский холм по асфальтированной дорожке и ступенькам, и вам не жалко расстаться с 1200 форинтами за 50 метров пути (туда и обратно – 1800 форинтов), тогда становитесь в очередь на площади Адама Кларка (рядом с тоннелем и нулевым километром). Только постарайтесь попасть именно  в ту кабинку, откуда через стекло за минуту пути вы успеете увидеть Дунай и Цепной мост.



Фото отсюда
С 1987 года фуникулёр, как неотъемлемая часть панорамы будайской набережной и замкового холма, занесён  в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Кстати, именно Эдёну Сечени принадлежит и другая техническая идея – строительство особой зубчатой трамвайной ветки на будайских холмах. Но это уже другая история!
То есть фуникулер после войны до 86-го года не работал?

Ни разу, кстати, на нем не каталась. Именно потому, как вы написали: зачем, думаю, тратить деньги за минуту подъема, когда и пешком быстро и легко подняться можно :)
Несколько десятков лет фуникулёр ветшал и ржавел.
Он, может, и не великий красавец, но почтенный старец! :)))
Вам - точно не надо!
Поднимитесь пешком!
Для бОльшего впечатления! :)))
Как же не прокатиться?
Как же не прокатиться? Можно же и сверху вниз! Это всё равно что приехать в Лиссабон и не подняться лифтом санта жушта, (сделано! :))) или В Лионе на первом фуникулере в Европе не прокатиться (тоже сделано!!! :)) кстати от Вас узнал что он оказывается первый в Европе ! Спасибо!). Ну и на венгерском тоже несколько раз катались, как же еще себя ощутить в Будапеште начала века!!!
Re: Как же не прокатиться?
Для того, чтобы ощутить себя в Будапеште начала века, предлагаю ещё посещение бывших графских дворцов, например осмотр интерьеров в библиотеке Эрвина Сабо (Fővárosi Szabó Ervin Könyvtár)- бывшем дворце барона Венкхейма (Wenckheim-palota)